Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося

Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося Новости

100-балльная система

Одну из самых необычных систем оценки успеваемости используют в Японии. В этой стране не принято публично определять уровень знаний ученика, похвалу или претензии ему высказывают индивидуально.

Японский учитель делает пометки об успехах учеников в своем журнале, а в письменных работах обводит правильно выполненные задания красным кружком. Если кружка нет, то за учеником остается долг.

Кроме того, к концу года по всем предметам проводят тесты, которые оценивают по 100-балльной шкале.

10-балльная система оценивания

Переход на 10-балльную систему в российском образовании обсуждается уже давно. Часть учебных заведений успешно использует новый метод, однако, массового распространения 10-балльная шкала пока еще не получила.

Очевидное преимущество 10-балльной системы – более глубокая классификация в оценке знаний обучающихся. Так, освоение материала характеризуется помимо прочего и качественными характеристиками. При отметках 1 и 2 уровень знаний оценивается как поверхностный.

Баллы 3 (удовлетворительно) и 4 (весьма удовлетворительно) говорят о том, что у школьников отмечается запоминание и неосознанное воспроизведение материала. Ребята, получившие по предмету 5 (хорошо) и 6 (весьма хорошо) баллов поняли, т.е. “осознали” теорию.

Оценки 7 (очень хорошо) и 8 (почти отлично) соответствуют пятерке по 5-балльной шкале и говорят о том, что ученики в полной мере овладели материалом. А максимальные баллы – 9 (отлично) и 10 (превосходно) свидетельствуют о нестандартном творческом подходе в применении полученных знаний.

10-балльная система позволяет оценить уровень знаний более точно. Стирается некомфортный разрыв между двоечниками и отличниками. Класс больше не делится на успевающих и отстающих, ведь все оценки выше пятерок – положительные. Очевидно, что и с педагогической задачей школы – мотивировать учащихся – 10-балльная система справляется лучше.

5-балльная система

В России действует пятибалльная система оценки знаний школьников, где “5” – это отлично, а “1”– очень плохо. В нашей стране обозначать успехи учеников цифрами стали в начале XIX века, а до этого существовала трехразрядная словесная система. За хорошее знание материала учителя писали похвальные отзывы, а за слабое – отрицательные.

Также пятибалльную систему используют в школах Венгрии, Сербии, Чехии, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины.

5-балльная система оценок в школе

В пятибалльной шкале оценок учитель формально имеет возможность поставить ученику отметку от 1 до 5. Однако, на практике, эта система по сути является трехбалльной, так как единицы и двойки не выставляются ни как четвертные, ни как итоговые оценки.

Смысловая интерпретация 5-балльной системы следующая:

  • 1 (Единица) – знаний по предмету нет совсем, ученик не понимает и не усваивает материал;
  • 2 (Двойка) – знания материала минимальны, допускаются грубые ошибки, устные ответы отсутствуют или не верны;
  • 3 (Тройка) – есть базовое понимание материала, но применять знания на практике без посторонней помощи ученик не может, в устных и письменных работах допускает ошибки;
  • 4 (Четверка) – хорошее знание материала, правильные устные и письменные ответы с незначительными ошибками;
  • 5 (Пятерка) – ученик освоил материал в полном объеме, не допускает ошибок, правильно и уверенно отвечает на вопросы, может самостоятельно применять полученные знания для решения практических задач.

5-балльная система привычна и понятна как родителям, так и ученикам. Ребенок, хорошо справляющийся с учебой, регулярно получает максимальные баллы, что, безусловно, положительно сказывается на самооценке.

Но у системы есть и минусы:

  • 5-балльная шкала не всегда позволяет дать объективную оценку знаний ученика, в связи с чем зачастую используются такие “полуофициальные” оценки в промежуточной аттестации как, например, 3 или 5-. Плюсы и минусы не могут фигурировать в итоговых табелях;
  • Ученики, регулярно получающие неудовлетворительные оценки, теряют уверенность в себе, и в ряде случаев страдают от предвзятого отношения преподавателей;
  • При 5-балльной системе нет возможности оценить прогресс учащегося, например, старания двоечника, стремящегося улучшить свои результаты, никак не будут отмечены, даже если количество ошибок при выполнении заданий меньше, чем обычно. Ребенок, как обычно, получит два балла, рискуя окончательно утратить мотивацию;
  • Не редко оценка выставляется не столько за знания, сколько за такие критерии как хорошее или плохое поведение на уроке

Безотметочное обучение

В начальных школах Норвегии, Японии и Индии не ставят оценки за успеваемость. Безотметочное обучение исключает возможность сравнивать детей между собой, педагог просто описывает умения ребенка, его активность и творческие способности.

Идея безотметочного обучения в России появилась в конце XIX века, о неуспеваемости детей предлагалось просто сообщать родителям. Однако из-за снижения качества знаний у школьников решено было вернуться к 5-балльной системе. Тем не менее, в некоторых российских начальных школах оценки детям не ставят.

Буквенное обозначение

В средних школах США для оценки успеваемости учащихся используют буквы: А, B, C, D и F. “А” означает отлично, а “D” и “F” – плохо. В некоторых учреждениях к букве добавляют знаки ” ” и “–”, которые подразумевают промежуточный уровень знаний. Каждая буква имеет свой цифровой эквивалент, например, “В” равна 3 баллам, а “В-” – 2,67. Эти цифровые значения используют для вычисления среднего балла учеников по итогам семестра или учебного года.

В некоторых штатах (Индиана, Луизиана, Небраска, Северная Каролина) используют процентную систему, которая также переводится в буквенные оценки.

Схожую буквенную систему оценки успеваемости используют в Канаде, Индонезии, Южной Корее и некоторых школах Бразилии.

Влияние оценок на развитие личности ребенка

– Хороший мальчик!

– Какая непослушная девочка!

– Молодец, сама пирамидку собрала!

Оценки в том или ином виде мы начинаем получать с самого раннего детства. Даже не умея говорить, ребенок уже чувствует одобрение, восхищение или недовольство родителей.

Оценки – неотъемлемая часть процесса интеграции в общество. Двухлетние малыши в детском саду ежедневно оцениваются воспитателями. Дети привыкают к тому, что их поведение сопоставляется с некими эталонами: “Маша, ты почему не доела? Вон Катя уже всё скушала!”

Ежедневное оценивание помогает ребенку определить свое место в социуме. Например, в каждой детсадовской группе обязательно найдется хулиган, самая красивая девочка или мальчик, который никогда не спит днём.

В процессе обучения в школе на первое место выходят оценки знаний. И если в начальных классах деление на “касты” успевающих и отстающих учеников не так заметно, то в средней школе каждый ученик уже точно знает, на какой ступени школьной иерархии он находится.

Подростковый период самоопределения напрямую связан с общественной оценкой. Систему оценивания в школе нельзя воспринимать исключительно как определение образовательных результатов ребенка, важно понимать, что этот опыт экстраполируется на всю оставшуюся жизнь.

Итоговая цель школы – дать знания и научить ими пользоваться. При всех плюсах и минусах, 10-балльная система позволяет детям чувствовать себя более комфортно. Прямой зависимости между отличной успеваемостью в школе и успешностью в дальнейшей жизни нет, а вот зависимость между низкой самооценкой и проблемами с физическим и душевным здоровьем – доказана! Оценки – это очень важно. Но еще важней сохранить у детей веру в себя и желание узнавать новое!

Всегда ваш,Mr. Great

Как оценивают уровень образования в российских школах

Сейчас родители при выборе школы для своего ребенка опираются на собственный опыт, мнение знакомых и различные всероссийские конкурсы и рейтинги. Например, в Москве по итогам 2021 года одними из лучших признаны школы № 1329, № 57 и школа-интернат им. А.Н. Колмогорова.

Также большое значение имеет процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Как правило, наиболее высокие показатели по этому параметру имеют частные школы. Но из-за большой цены и высоких требований к учащимся позволить такое обучение могут не все.

В России создана Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО), которая определяет уровень образования в школах по многим параметрам. Сюда относятся результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации (ГИА) и промежуточной аттестации учащихся, данные международных сравнительных исследований и аккредитации школ, а также учитываются показатели мониторинговых исследований федерального и регионального уровней.

Московские школы также участвуют в различных международных исследованиях. К примеру, столичные учебные заведения показали блестящие результаты по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). По уровню читательской и математической грамотности столичные школьники находятся в шестерке лучших в мире, а знания 63 процентов учеников сопоставимы с показателями тройки лучших мировых образовательных систем.

Помимо этого, в городе существует множество возможностей для прохождения независимых диагностик, в том числе индивидуально. В Центре независимой диагностики Московского центра качества образования результаты пройденных диагностик получают только учащиеся.

Однако говорить о наличии списка российских школ, где перечислены лучшие и худшие учреждения, пока рано. Работа над созданием единой системы оценки качества образования, которая будет включать результаты межударных и национальных исследований, еще ведется.

Процентная система

Учащиеся начальной школы в Индии оценки не получают. Свои знания они демонстрируют в средней неполной школе, когда сдают экзамены в конце каждого семестра. Работу учеников оценивают по 100-балльной шкале.

В индийских старших школах вместо оценок ставят проценты. Превосходным считается, если ученик набрал более 90 процентов, а минимальный уровень – это 40-49 процентов. Однако в некоторых школах существуют также описательная и буквенная системы.

Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося

Галкин Ярослав Сергеевич,

учитель информатики

ГБОУ г. Москвы «Школа № 2051»,

Представляешь, дедушка! Наша «училка» поставила мне четыре с плюсом, а сама говорит, что «четыре с плюсом – это как пять с минусом». Вот я и говорю: «Ну, раз четыре с плюсом – это как пять с минусом, то лучше поставьте мне тогда пять с минусом, а не четыре с плюсом». А сам думаю, что все-таки четыре с плюсом – это не пять с минусом…

Из х/ф «Приключение желтого чемоданчика», 1970 г.

Так какую же оценку поставить ребенку?

Тем более, что с правовой точки зрения, как правило, в школьной системе оценивания действует 5-балльная система. И места ни для «четырех с плюсом», ни для «пяти с минусом» в ней нет. Конечно, когда мы говорим об оценивании устного ответа обучающегося, то тут его можно оценить четкими критериями на «3», «4» или «5». А если ребенок писал работу, состоящую из 12-ти номеров, и именно одного правильно решенного номера не хватило ему до заветной «пятерки»? Или честно ли ставить «двойку» ребенку, правильно решившему три задачи, и ребенку, не решившему ни одной задачи?

Так если нам не хватает 5-балльной системы, может использовать и другие N-балльные системы? В этой статье я постараюсь рассказать вам обо всех преимуществах и, возможно, недостатках 100-балльной системы оценивания.

Почему именно 100-балльная система?

Здесь есть два весомых аргумента:

1. результаты ЕГЭ публикуются в 100-балльной системе;

2. 100-балльная система – это процентное соотношение полноты ответа, правильно решенных задач от общего. Т.е., так или иначе, мы переводим количество правильно решенных задач в проценты, а потом по процентам определяем шкалирование в 5-балльной системе, причем, как правило, задействуются при этом только четыре из пяти оценок (от «двойки» до «пятерки»).

Пример:

Балл за задания0123456789101112
Процент0 %8 %17 %25 %33 %42 %50 %58 %67 %75 %83 %92 %100 %
Оценка2222333444555

Современные инструменты электронного журнала позволяют выставлять отметку в N-балльной системе и при необходимости посмотреть результаты в традиционной 5 балльной системе и 100-балльной системе, сравнить их между собой.

В этом учебном году мы в качестве апробации ввели в своей школе 100-балльную систему на предмете «Информатика» в старших классах. Почему именно старшие классы? Потому что им в этом или следующем году сдавать ЕГЭ. И не легче ли самим обучающимся видеть в течении двух лет баллы, на которые они могут претендовать на экзамене?

Что же нужно для перехода на 100-балльную систему?

1. Подготовить нормативно-правовую базу, прописать особенности оценивания результатов обучения в 100-балльной системе.

2. Проинформировать обучающихся и родителей о системе оценивания.

3. Определить шкалу перевода 100 баллов в 5-балльную систему, так как в аттестат выставляются по 5-балльной шкале.

Если говорить о реализации, то пункт 1 и 2 реализуется образовательными организациями каждый год перед 1 сентября. А вот пункт 3 напрямую относится к оцениванию результатов обучающегося. За основу мы взяли распоряжение Рособрнадзора № 1027-08 от 20.05.2008 – последний документ, который регламентировал перевод баллов ЕГЭ в школьную оценку. Таким образом мы вывели следующую шкалу перевода:

100 баллов0–3940–5657–7273–100
Оценка2345

А в будущем мы планируем повысить эту шкалу:

100 баллов0–4041–6061–8081–100
Оценка2345

Причем эта шкала из года в год может варьироваться в зависимости от общего уровня обученности школьников, так же как это происходит на ЕГЭ.

Что же будет происходить с оценками обучающихся?

Мы взяли средневзвешенный балл в 100-балльной системе, полученный обучающимися с сентября по ноябрь, и сравнили его с результатами, которые они получили бы по 5-балльной шкале.

Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося

Рисунки 1– 2. Диаграммы показателей расхождения результатов сравнения различных систем оценивания в 10–11 классах

Как видим, и в 10 и в 11 классах треть обучающихся могут получить различные оценки в 5-балльной и 100-балльной шкалах.

Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося Реализация 100-балльной системы оценивания успешности обучающегося

Рисунки 34. Гистограммы показателей расхождения результатов сравнения различных систем оценивания в 1011 классах

Получается, что 100-балльная система более требовательна к удовлетворительным результатам обучения, но более лояльна к обучающимся, показывающим стабильно высокие результаты. При этом 11-й класс оказался более подготовленным к введению 100-балльной системы, нежели 10-й. Связано это и с большей психологической готовностью 11-го класса к ЕГЭ.

Откуда же берутся такие расхождения?

Тут как раз и пора вспомнить про «четыре с плюсом» или «пять с минусом». Предлагаю посмотреть сравнение двух на первый взгляд одинаковых результатов обучающихся:

УченикСистемаОценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Средний баллИтоговая оценка
Ученик 1100-балльная95727071775
5-балльная54444,254
Ученик 2100-балльная8060656266,754
5-балльная54444,254

Ученик 1 получил «твердую пятерку» и три «четверки с минусом», и это дало ему возможность получить итоговую оценку «пять», в то время как Ученик 2 получил оценки «пять, четыре, четыре, четыре» и итоговую оценку имеет «четыре».

Что думают об этой системе сами обучающиеся?

«Мне не нравится эта система, потому что я мог ничего не сделать и получить за это “двойку”, а потом закрыть ее “тройкой”. А теперь мне нужно постоянно думать и пытаться решать задачи, чтобы максимально приблизиться к тройке». (Валера, 11 класс)

«Я получила 70 баллов, и у меня еще сохраняется возможность получить “5” в полугодии». (Екатерина, 10 класс)

«Эта система дает мне стимул, я хочу быть лучшим в классе». (Кирилл, 10 класс)

«Теперь я внимательно слежу за своими баллами». (Екатерина, 11 класс)

А как же трудности?

100-балльная система имеет один минус: учитель должен быть готов оценивать результаты по-новому. Важно понимать, за что выставляется каждый балл. Он должен предоставлять возможность обучающимся подавать апелляцию на результаты проверки своих работ. В моей практике был случай, когда я ошибочно проверил работу ребенка по другому варианту и вместо 72 баллов выставил 60, и только апелляция помогла найти мою ошибку. Для 5-балльной системы это пустяк, а для 100-балльной, как мы убедились, – существенная разница.

Какой же сделать вывод?

Применять традиционную систему оценивания или N-балльную систему – решает каждая образовательная организация. Но совершенно точно можно сказать, что если не изучать и не давать возможности использования различных оценочных шкал, то будет трудно говорить об объективности внутренней системы оценки качества образования.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Система оценки знаний. экскурс в историю

5-балльная система оценок в России появилась в первой половине 19-ого века. Однако, есть нюанс – высшим баллом тогда считалась единица, а пятерки, напротив ставили отстающим ученикам! Начиная с 1837 года в силу вступила привычная нам балльная система оценивания по возрастающей, от 1 до 5.

До этого учителя выражали свое мнение относительно успехов учеников развернутыми комментариями. “Похвальное” или “посредственное” отношение к работе, трудности в обучении или выдающиеся достижения глубоко анализировались и доносились до родителей в виде подробных характеристик.

Подобная традиция в трансформированном формате сохранилась во многих международных школах и сейчас! Например, в Heritage School в качестве системы оценок мы получаем обстоятельные отчеты по успеваемости детей, а не только табели.

Однако, в большинстве государственных школ на протяжении десятилетий 5-балльная шкала оставалась единственным методом аттестации учащихся.

Интересно, как менялось словесное описание оценок. Если в царской России двойки означали лишь “слабые успехи”, то в советские времена появилось понятие “неудовлетворительно”! Какую отметку комфортней получить ученику? Не нужно быть специалистом в детской психологии, чтобы понять: первая формулировка может послужить мотивацией, а у второй окраска явно негативная – звучит как осуждение без права апелляции!

Оцените статью
Huawei Devices
Добавить комментарий